Перейти к основному содержанию

Всероссийский проект апробации и внедрения современных моделей профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры

Всероссийские вебинары «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии»

5 августа завершилась серия Всероссийских вебинаров "Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии", проводимая Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках выполнения работ по организации общественно значимого мероприятия Минпросвещения России в сфере образования, науки и молодёжной политики на 2021 г. «Всероссийский проект апробации и внедрения современных моделей профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры» (руководитель проекта д.пол.н., зав лабораторией Социально – педагогических исследований Н.А. Михальченкова).

Более 500 человек - специалисты, родителеи и представители различных организаций образования, культуры и социальной защиты в течении двух месяцев знакомились с различными аспектами работы художественно – культурологичскими средствами с подростками, требующими особого педагогического подхода. С полной записью можно ознакомиться по ссылке, пройдя предварительную регистрацию на сайте https://kpk.kriro.ru/group/12

Партнёром Института в организации и проведении Всероссийских вебинаров явились Коми республиканский институт развития образования и Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

Тематика вебинаров была направлена на популяризацию и внедрение художественно – культурологических средств в практику профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и отражала наиболее актуальные проблемы в этой области.

16 июня состоялся вебинар «Социально-педагогические и психолого-педагогические концепции девиантного поведения подростка» (И.М.Слободчиков). Илья Михайлович Слободчиков обозначил концептуальную рамку и актуальность проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Представил систему профилактической работы с обучающимися, включающую дагностическую работу, взаимодействие с ОВД, мониторинговые исследования, методическое обучение классных руководителей, педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями, работу в социуме.

22 июня на вебинаре «Концептуальные основы развития творческой активности личности как профилактики девиантного поведения» (С.В.Максимова) были представлены результаты многолетних исследований автора, на основе которых была разработана авторская концепция баланса неадаптивности и адаптивности в творчестве. Светлана Валентиновна Максимова ознакомила слушателей с методическим инструментарием, включающим методики диагностики творческого потенциала детей и подростков, листы наблюдения, учебно-методический комплект «Путь к успеху», трансформационные игры, применяемые для профилактики и коррекции девиантного поведения, вызванного творческой нереализованностью.

24 июня состоялся вебинар «Методы выявления и поддержки творческого потенциала обучающихся». На вебинаре Светлана Валентиновна Максимова познакомила слушателей с авторской методикой диагностики творческой активности дошкольников и младших школьников «Альбом с замаскированными изображениями», разработанной на основе принципа неадаптивности В.А. Петровского, а также тестами на творческую состоятельность для подростков и взрослых. Также были рассмотрены игровые методы и метод портфолио. Система апробировалась в течение 12 лет на инновационных площадках – учебных заведениях различных регионов России.

29 июня на вебинаре «Технологии арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков» (С.В.Максимова) были изложены принципы и основания арт-терапевтического подхода при коррекции девиантного поведения подростков, а также наиболее эффективные арт-технологии – мульттерапия, мозартика и игротерапия, практикуемые автором в течении многих лет. Продемонстрированы результаты исследования эффективности проведения мульттерапии с подростками, нарушившими закон.

17 июня состоялся вебинар «Исторический обзор арт-терапевтических методов коррекции девиантного поведения». Светлана Валерьевна Красильникова познакомила слушателей с историей развития психолого-педагогических подходов к использованию художественно-эстетических и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Представлен отечественный опыт применения средств и методов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в специальных воспитательных учреждениях в ХIX-ХХ веках в России.

18 июня на вебинаре «Формы, методы, инструменты использования искусства и культуры для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков» (С.В.Красильникова) слушатели ознакомились с эффективными моделями и технологиями использования искусства и культуры с целью коррекции девиантного поведения подростков. Представлен метод арт-терапии, применяемый для педагогической и психологической коррекции девиантного поведения. Раскрыта роль знаково-символической деятельности в сфере художественного образования и культурологии как основа изменений девиантной траектории личности и успешной социализации подростков в воспитательно-образовательной среде СУВУ.

7 июля состоялся вебинар «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с девиантными подростками» (Н.А.Бутрим). Автором был изложен воспитательный потенциал искусства, представлен метод арт-терапии для коррекции и профилактики девиантного поведения подростков. Были обозначены направления и функции арт-терапии, а также сущностный механизм арт-терапевтичекого процесса методами изотерапии.

7 июля на вебинаре «Проектирование интегративных модулей в рамках деятельности по реализации образовательных программ» Надежда Владимировна Куликова рассмотрела практические вопросы проектирования программ профилактики и коррекции девиантного поведения с использованием методов художественного образования и культурологии. Автором были представлены результаты работы по разработке вариативной модели коррекции девиантного поведения.

14 июля состоялся вебинар «Комплексирование методов и средств художественного образования и культурологии в проектной деятельности» (Н.В.Куликова), на котором были представлены технологии комплексирования методов художественного образования и культурологии в соответствии с задачами процесса коррекции девиантного поведения подростков, изложена логика коррекционно-развивающего процесса. Технологии комплексирования методов входят в типовой комплект вариативных моделей коррекции и является обязательным элементом, повышающим эффективность педагогического воздействия.

2 августа на вебинаре «Комплексные программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков методами культурологии и искусства» Сергей Викторович Иванов совметно с Оксаной Тоюшевой раскрыли роль Хип хопа в активной социализации и адаптации подростков. Были представлены форматы, методы и подходы Хип хоп-педагогики, а также практические кейсы на примере проекта «Хип хоп Соц. Ликбез».

5 августа состоялся вебинар «Модель культурно-образовательного процесса для профилактики и коррекции девиантного поведения методами культуры и искусства» (С.В.Иванов, О.Тоюшева). Слушатели ознакомились с художественными и танцевальными практиками Хип хоп-педагогики для создания образовательной среды, в которой подростки могут реализовывать себя, творчески развиваться, импровизировать, обучать и обучаться. Представлен опыт работы общественной организации НКО ДА ВЫХОД и движения HIP HOP Союз с детьми и молодежью, с трудными подростками, с многодетными семьями. Авторами раскрыта специфика долгосрочных проектов в области применения хип хоп-педагогики для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

В вебинарах принимали участие руководители учреждений, специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, педагогические и социальные работники, а также слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Современные технологии социально – педагогической работы с несовершеннолетними: теории и практики», «Использование средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в различных социальных учреждениях»


Вниманию представителей Специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, сотрудников региональных комиссий по делам несовершеннолетних!

Обучение по программам "Использование потенциала художественного образования и культурологии в работе с подростками, проявляющими девиантное поведение" и "Современные технологии социально – педагогической работы с несовершеннолетними: теории и практики" в рамках проекта "Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии" осуществляется на безвозмездной для учреждений основе за счёт средств государственного задания ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». От каждого региона на безвозмездной основе повышение квалификации предусмотрено для двух представителей органа управления образованием субъекта, двух представителей Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и двух представителей специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов (в случае их наличия). Все желающие могут пройти обучение вне квоты, по итогам успешного завершения программ слушатели вне квоты получат документ установленного образца.

Уважаемые слушатели! Благодарим за проявленный интерес к программам "Использование потенциала художественного образования и культурологии в работе с подростками, проявляющими девиантное поведение" и "Современные технологии социально – педагогической работы с несовершеннолетними: теории и практики"! С 11.06.2021 г. запись на данные программы закрыта.

Приглашаем вас на всероссийские вебинары по тиражированию опыта и практик профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры в рамках проведения общественно – значимого мероприятия ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования». Информация о вебинарах будет направлена всем записавшимся на программы слушателям.

По техническим вопросам работы на сайте вы можете обращаться по адресу a.s.dronova@kriro.ru (Дронова Ангелина Сергеевна)

Проект

"Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии"

№ государственной регистрации проекта: 14.25.05

Руководитель проекта: заведующий лабораторией социально - педагогических исследований ФГБНУ "ИХОиК РАО", профессор кафедры государственно - правовых дисциплин ФГБОУ ВО "СГУ имени Питирима Сорокина", Михальченкова Наталья Алексеевна

Актуальность проекта

Динамика социальных изменений, разрыв между теоретическими подходами и практикой обосновывают необходимость поиска и разработки адекватных инструментов работы с подростками в условиях решения задач, осуществляемых различными социальными учреждениями. Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведенных во многих странах, показывают, что использование средств художественного образования и культуры в отношении несовершеннолетних, проявляющих девиантное поведение имеет устойчивый коррекционный эффект, подчас не достижимый другими средствами. Анализ имеющегося в ряде учреждений отечественного опыта и практик коррекции и ресоциалиации подростков средствами педагогики искусства и методами художественного образования и культуры подтверждает эффективность их использования и возможность масштабирования и тиражирования в сети образовательных организаций и иных социальных учреждений. В то же время ощущается явный дефицит теоретических и практических исследований, разработок, методического и практического инструментария, обеспечивающего внедрение в практику  современных технологий и методов художественного образования и культурологии как инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

 

Исполнители проекта

Наталья
Алексеевна
Михальченкова
Надежда
Владимировна
Куликова
Илья
Михайлович
Слободчиков
Юлия
Михайловна
Большакова
Сергей
Николаевич
Большаков
Светлана
Валерьевна
Красильникова

 

Новизна теоретических исследований

В ходе исследования на основе анализа передового мирового и отечественного опыта выявляются его лучшие образцы, дается теоретико-методологическое обоснование применительно к российской действительности, обеспечивается их внедрение в научно – практический оборот российской коррекционной педагогики и практики художественного образования; разрабатываются и впервые формируются эффективные модели и технологии коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях средствами художественного образования и культуры.

Значимость для образовательной практики

 

 

Более широкое и эффективное использование средств художественного образования и культуры в практике коррекционной работы с девиантными подростками, обеспечивающее достижение устойчивого коррекционного эффекта, подчас трудно достижимого другими средствами.

 

Повышение результативности и экономической эффективности индивидуальной и групповой коррекционной работы в отношении несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода. Анализ пилотных практик и опыта доказывает устойчивый экономический эффект, эмпирические данные, применения методов художественного образования и культуры предъявляют высокий педагогический потенциал и успешный результат коррекционной деятельности.

 

Повышение качества общего образования и оценочных и диагностических процедур при реализации методов культуры и искусства в содержании образовательных программ специализированных образовательных организаций (спец коррекционных школ, специальных учебно – воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и пр).

 

Устранение профессиональных дефицитов и развитие профессиональной компетентности методистов, коррекционных педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов, классных руководителей и т.д.

Описание программ